Другой пример, который приводят нам Business of Fashion, — это коллеги и земляки H&M из онлайн-ритейлера NA-KD, продемонстрировавшего в прошедшем 2020 году объем продаж в $237 млн. Более половины всего ассортимента NA-KD резервирует под закупаемые непосредственно по ходу сезона вещи, и команда проекта активно использует данные в реальном времени от клиентов и из других источников, чтобы минимизировать количество закупок, производимых впустую. Ванхатапио разделил свой ассортимент на три категории: «Гарантированно продастся» (классические предметы, которые продает почти каждый крупный ритейлер, например, черные туфли-лодочки); «Весьма вероятно продастся» (фирменные «фишки» NA-KD, такие как кожаные штаны); и «Маловероятно, но вдруг?» (новые стили, которые не дадут потребителю заскучать, вроде прозрачных блузок с рюшами в этом сезоне). Компания вкладывается по минимуму в предметы третьей категории, но никогда не избегает их, так как они так же необходимы, как и высокомаржинальная классика. NA-KD выпускает в среднем 50 новых образов в день в периоды пикового спроса, которые закупаются либо в очень малых (третья группа: высокий риск, но за счет малого объема потенциальные потери невелики), либо, наоборот, в очень больших количествах (первые две группы: небольшие риски отторжения аудиторией, поэтому потенциальные потери также невысокие). Ни одной из групп товара нельзя пожертвовать: если полагаться только на предсказываемые алгоритмами «вернячки», есть риск стать предсказуемыми; если не обращать на них внимания, полагаясь только на стилистов-людей и их чуйку, есть шанс прогореть. Нельзя иметь только специалистов по данным, нужно сочетать их с талантливыми специалистами в области моды – такова идеология подхода NA-KD.
Big Data, безусловно, помогли индустрии моды устранить многие серьезные недостатки. Бренды и розничные торговцы могут принимать более обоснованные решения в отношении запасов, ведь не бывает провального товара, если он закуплен в нужном количестве. Но полагаться только лишь на них, полностью механизируя фэшон – это абсолютная ошибка с точки зрения как бизнес-стратегирования, так и искусства моды. Алгоритмы и данные не дают пространства для новых идей, и чрезмерно полагаясь на них, можно упустить очередного черного лебедя. А люди-визионеры, напротив, оторваны от реальности и слишком витают в облаках. Лишь пройдя по тонкой грани между большими данными и инстинктом, можно добиться успеха, амигос. https://telegra.ph/file/f6f9fb81a9887dd8debca.png
5408