Что такое агонисты PPAR в косметике и почему ученые завещают им будущее, сравнимое с ретиноидами?
Про перспективы использования агонистов PPAR в косметике начали активно говорить еще в 2021 году в рамках одного из главных событий индустрии - Beauty Accelerate.
Агонисты PPAR - это химические соединения, которые присоединяются к особому клеточному рецептору PPAR на мембране клетки, а затем проникают в ее ядро, где взаимодействуют с тем же рецептором, что и ретинол, в дальнейшем вызывая транскрипцию новых белковых и липидных соединений.
То есть, агонисты PPAR, по сути, одни из немногих соединений в косметике, наравне с витамином D и ретинолом, которые могут непосредственно вмешиваться в процессы клеточного функционирования, причём не все они действуют одинаково. (см. фото 2).
В частности, агонисты PPAR, которые могут быть получены как из растений, так и синтетическим путем, способны влиять на синтез эпидермальных липидов и белков, поддерживать постоянство внутренней среды клеток, регулировать метаболизм энергии, некоторые из них обладают также мощным противовоспалительным эффектом, что может быть очень ценным для лечения различных кожных заболеваний, таких как атопический дерматит, псориаз, аллергический контактный дерматит.
В недавнем исследовании, ученые оценили фактор транскрипции генов с помощью агонистов PPAR, которые они получили после специальной обработки аюрведического комплекса трав: экстракта коры птерокарпуса и белого сантала. Синтезированные молекулы значительно увеличили выработку собственных липидов эпидермиса, укрепив защитный барьер кожи и, таким образом, восстановив ее водный резерв.
На самом деле, в косметике уже используются агонисты PPAR, просто пока не массово. К веществам-источникам агонистов PPAR относят конъюгированную линолевую кислоту, экстракт семян кунжута, семян клубники, листьев оливы, октадеценедиоиковую кислоту, получившую Нобелевскую премию в 2005 году и обладающую выраженным осветляющим пигментацию действием и даже азелаиновую кислоту (см. фото 3).
Умение агонистов PPAR воздействовать на ДНК клеток делает их очень привлекательными компонентами для производителей косметики, кроме того, полагают, они могут усилять действие других ингредиентов, таких как ретиноиды, витамин С, AHA кислоты, нивелируя при этом негативные реакции, которые их нередко сопровождают.
И все же, приучить потребителя к новым и сложным, как минимум с точки зрения маркетинга, компонентам, процесс не очень быстрый, кроме того, агонисты PPAR еще не изучены до конца и нужны бОльшие выборки для создания хорошей доказательной базы.
Большой материал вышел в последнем номере Cosmetics&Toiletries
https://www.dovepress.com/articles.php?article_id=68949
3907